Музыкальная студия "La Bella Classic" композитора Алексея Паркова
ГЛАВА 5
Что еще может понадобиться из железа
MIDI-клавиатура как отдельное устройство
Если вы планируете заниматься какой-либо музыкальной работой с помощью компьютера, то совершенно необходимое устройство для вас — MIDI-клавиатура. С ее помощью производится запись на дорожки MIDI-редакторов, намного упрощается работа по набору нот и т. п. Даже если вы работаете исключительно с аудиоматериалом, и тогда в некоторых случаях бывает очень удобно воспользоваться MIDI-клавиатурой для управления сэмплами или для синхронизации.
Конечно, производители музыкального ПО, как правило, учитывают вариант, когда MIDI-клавиатура у пользователя отсутствует. Например, в любом MIDI-редакторе есть возможность добавлять MIDI-события по одному в список или рисовать ноты графически. А к программе Cake Walk даже прилагается небольшая утилита Virtual Piano, позволяющая передавать MIDI-сообщення с обычной алфавитно-цифровой клавиатуры ПК.
В комплекте со звуковыми картами также часто поставляются различные замены MIDI-клавиатур. Так, некоторые модели карт от Turtle Beach снабжаются симпатичной утилитой Mouse Player, позволяющей играть мышкой по нарисованной на экране клавиатуре. А в программах нотного набора вообще всегда предусмотрена возможность вводить ноты с помощью мыши или обычной клавиатуры ПК. Однако такие способы, как правило, куда менее удобны и отнимают гораздо больше времени, а уж о невозможности живого исполнения при записи музыкального голоса на дорожку MIDI-редактора и говорить нечего.
В качестве MIDI-клавиатуры, вообще говоря, может использоваться любой внешний звуковой модуль (синтезатор/сэмплер), имеющий собственно клавиатуру и MIDI-выход (разъем MIDI OUT). Однако производители таких звуковых модулей, как правило, уделяют основное внимание звуку как таковому и его параметрам, а потому клавиатура остается малофункциональной. Намного удобнее пользоваться MIDI-клавиатурами, выполненными в виде отдельного устройства (без звукового модуля). Такая клавиатура ничего не играет сама по себе и предназначена только для передачи MIDI-сообщений на компьютер или звуковые модули, да и возможностей по передаче MIDI-сообщений в реальном времени у нее намного больше.
В соответствии с исполнительским ощущением MIDI-клавиатуры можно условно разделить на три категории: обычные (легкие), утяжеленные и механические. Все музыканты знают, что для полного нажатия на клавишу фортепиано нужно приложить некоторое усилие, чтобы преодолеть естественное сопротивление молоточкового механизма. Регулируя это мышечное усилие, музыкант может слегка изменять тембровую окраску звука фортепиано (и, разумеется, громкость). Поэтому характер прикосновения к клавиатуре фортепиано играет большую роль в исполнительском искусстве (музыканты его называют французским термином — туше).
Если же мы имеем дело с электронной клавиатурой, то при нажатии на клавишу сопротивление молоточкового механизма отсутствует. Для музыкантов, привыкших к фортепиано, это большое неудобство: ведь усилие, достаточное для нажатия на клавишу, здесь настолько незначительно, что регулировать его степень становится зачастую просто невозможно, особенно человеку, привыкшему к значительным усилиям. Однако в некоторых случаях легкость клавиатуры из недостатка превращается в достоинство, например при исполнении длинного произведения моторного характера (где не нужны тонкие нюансы в туше, зато быстро накапливается утомление мышц руки) или партии нефортепианной направленности.
Для того чтобы музыкант мог быстрее адаптироваться к электронной клавиатуре, некоторые производители выпускают клавиатуры второго типа — утяжеленные, которые стоят несколько дороже обычных (при прочих равных параметрах). С помощью нехитрого приспособлений сопротивление при нажатии клавиши здесь увеличивается. Игра на утяжеленной клавиатуре по ощущению больше напоминает игру на фортепиано, однако она все равно не способна передать все тонкости отдачи молоточкового механизма, к которым так привыкла рука музыканта.
Поэтому выпускаются электронные клавиатуры и третьего типа — механические. В них встраивается некое подобие молоточкового механизма (как ранее делалось в немых клавиатурах). Несмотря на то что до полного совершенства (то есть имитации фортепианной клавиатуры) и здесь далеко, все же необходимо признать, что механические клавиатуры по исполнительскому ощущению наиболее близки к фортепиано (во всяком случае, в нюансах от тр RQfff). Однако такие устройства обычно стоят намного дороже обычных клавиатур, да и весят намного больше.
Что касается обычных клавиатур, у них есть еще одна изменяемая физическая характеристика — ширина клавиш. Выпускаются клавиатуры как с клавишами стандартной ширины, так и с узкими — на них едва помещается палец. В целом на узких клавишах играть гораздо менее удобно, однако появляется возможность взятия широких интервалов и аккордов, а кроме того, экономится место на столе. Да и цена устройств с узкими клавишами обычно отличается в лучшую сторону.
Различные возможности передачи MIDI-сообщений
Как известно, стандарт MIDI описывает довольно большой набор MIDI-сообщений, однако далеко не все они могут быть переданы или правильно поняты на данном конкретном устройстве. Поскольку MIDI-клавиатура по своему прямому назначению является устройством ввода (передачи) МШ I-данных, производители обычно Стараются сделать возможной передачу довольно большого числа MIDI-сообщений, однако реализована эта возможность может быть по-разному. Например, такой параметр, как изменение давления на клавиатуру, может передаваться в зависимости от реальной силы физического давления на клавиши, а может быть и виртуальным — передаваться с помощью специального колеса или пол-зункового регулятора. В последнем случае для передачи этого параметра музыканту потребуется дополнительная рука.
Вообще говоря, такой способ управления довольно-таки популярен. На многих MIDI-клавиатурах имеется некоторое количество ползунковых регуляторов, каждый из которых может быть запрограммирован на передачу значений какого-либо MIDI-контроллера или другого типа MIDI-сообщения (колеса высоты, изменения давления, переключения программ и т. п.). Однако поскольку число регуляторов ограничено, для оперативной регулировки бывает доступно одновременно очень небольшое количество MIDI-параметров.
Вот два примера, неплохо иллюстрирующих возможности MIDI-клавиатур.
Среди недорогих легких клавиатур пользуется популярностью устройство MIDI Composer производства компании Quick Shot. Эта небольшая четырехоктавиая клавиатура, корпус которой окрашен, кстати, в компьютерный сероватый цвет, очень удобна в обращении, не очень дорога (около 90 долларов) и занимает совсем немного места на столе. Она имеет 49 клавиш обычной (фортепианной) ширины, их диапазон по умолчанию — от до первой до до пятой октавы. Диапазон клавиатуры легко транспонируется на три октавы вниз и на четыре октавы вверх с помощью двух специальных кнопок. Слева от клавиш расположены колесо высоты и колесо модуляции (вибрато), передающее значения контроллера № 1. Имеется также один ползунковый регулятор, по умолчанию передающий значения громкости (контроллер № 7). Он обозначен как Data Entry и может быть запрограммирован на передачу значений любого MIDI-контроллера, а также изменения давления (aftertouch). С помощью клавиатуры можно передавать сообщения о переключении программ, однако при этом необходимо на несколько секунд прервать исполнение музыки. К устройству прилагается педаль для передачи значений контролера № 64 (правая педаль фортепиано).
Среди несомненных достоинств этого устройства — возможность подключения к звуковой карте компьютера с помощью специального кабеля с 15-контакными разъемами на обоих концах, входящего в комплект поставки. При этом устройство начинает получать электропитание прямо от компьютера, и его уже не нужно включать в сеть. Кроме того, отпадает необходимость в переходниках с компьютерного на стандартные MIDI-разъемы. Кстати, MIDI/Game-порт компьютера при этом можно считать свободным, поскольку на MIDI-клавиатуре имеется специальный дублирующий его разъем для подключения, например, джойстика.
Устройство Quick Shot MIDI Composer можно использовать и без компьютера (для управления рэковыми синтезаторами и сэмплерами). В этом случае придется все же подключить его к электророзетке с помощью блока питания. На устройстве имеется также стандартный (DIN) разъем MIDI OUT.
Что же касается более дорогих клавиатур с молоточковым механизмом, то здесь пользователям можно порекомендовать клавиатуру КК2 производства компании Samick . Эта клавиатура имеет 88 клавиш в фортепианном диапазоне, снабженных молоточковым механизмом, неплохо передающим ощущение игры на фортепиано, особенно на средней и большой громкости. Слева от клавиш расположены колесо высоты и колесо модуляции. Два ползунковых регулятора могут быть запрограммированы на передачу значений любого MIDI-контроллера или изменения давления (aftertouch). Кроме того, к устройству можно подключить три педали. Две из них могут быть запрограммированы на передачу значений любого из контроллеров-переключателей (демпферная педаль, педаль включения глиссандирования и пр.). Третья педаль может передавать значения любого контроллера, не являющегося переключателем.
С помощью небольшой кнопочной панели управления можно передавать другие MIDI-сообщения, а также осуществлять некоторые настройки (например, настроить зависимость передачи параметра velocity от реальной силы удара по клавише, транспонировать всю клавиатуру и пр.). А можно разделить клавиатуру на две части для одновременной передачи данных по двум различным каналам.
К числу недостатков клавиатуры Samick KK2 относится пассивный жидкокристаллический дисплей (без подсветки), изображение на котором при плохом освещении становится неразборчивым, а в темноте и вовсе не видно, а также не очень хорошая передача легкого прикосновения к клавиатуре.
Для чего нужен цифровой интерфейс?
Как известно, носители музыкальной информации (то есть результата вашей работы) в последнее время, как правило, являются цифровыми — например, компакт-диск, цифровая пленка DAT, мини-диск. Считывая результат работы на компьютере через линейный выход звуковой карты, мы подвергаем его цифро-аналоговому преобразованию, а направляя его на линейный вход цифрового устройства — аналого-цифровому преобразованию. В результате этих двух преобразований в ваш музыкальный результат вносятся значительные искажения. Для того чтобы этого избежать, логичнее было бы цифровой сигнал, полученный в компьютере, в точности передать на записывающее устройство. Имея цифровой интерфейс, вы можете быть уверены, что полученный вами сигнал записывается на внешний носитель почти без искажений и шумов. Правда, несовершенство существующих интерфейсов не позволяет обойтись здесь без слова почти: при передаче сигнал все-таки может искажаться (наиболее распространенный тип искажений называется джиггер). Однако эти искажения пренебрежимо малы по сравнению с искажениями, возникающими при аналого-цифровом и цифро-аналоговом преобразованиях.
Для передачи звукового сигнала из компьютера на цифровой носитель и обратно были разработаны несколько типов интерфейсов. Наиболее распространенным из них является интерфейс S/PDIF (несмотря на то, что именно он вносит наибольшее количество искажений в исходный сигнал).
Обычно цифровой интерфейс располагается на отдельных ISA- или PCI-картах (например, Digital Only Card D от компании Digital Audio Labs.) Интерфейсы в подобном исполнении, как правило, достаточно надежны, однако их установка и настройка требуют некоторых навыков работы с компьютером. В частности, такие карты обычно очень капризны в смысле распределения системных ресурсов. Бывали случаи, когда системным администраторам приходилось тратить по нескольку недель на то, чтобы заставить работать драйвер такого цифрового интерфейса параллельно с драйвером звуковой карты. Иногда один или несколько цифровых интерфейсов располагаются на картах для многоканальной записи/воспроизведения. А в последнее время цифровой интерфейс все чаще устанавливается на обычную звуковую карту. Поскольку это резко повышает ее стоимость, некоторые производители выпускают карты в двух вариантах — с цифровым интерфейсом и без такового. В некоторых случаях, как, например, у карты Turtle Beach Multisound Pinnacle, цифровой интерфейс выполняется в виде небольшой дочерней платы.
Кроме S/PDIF существуют и другие типы цифровых интерфейсов. Например, многие звукорежиссеры предпочитают интерфейс AES/EBU. Однако они распространены гораздо менее, чем S/PDIF.
Что нужно для звукозаписи и сведения
Теперь настало время поговорить о том, какие дополнительные компоненты могут потребоваться музыканту для записи и сведения звука и MIDI-информации. Если вам необходимо записать голос или какие-либо акустические инструменты, прежде всего потребуются микрофоны. При выборе микрофонов, вообще говоря, необходимо учитывать, какие именно источники звука вы собираетесь использовать. Приведу несколько общих рекомендаций.
Во-первых, выбирая микрофон, обратите внимание на его амплитудно-частотную характеристику. Если микрофон будет использоваться для записи с различных источников, постарайтесь выбрать модель с наиболее ровной характеристикой, без характерных подъемов и завалов на разных участках частотного диапазона. Во-вторых, если у вас нет микшерского пульта, лучше не использовать микрофоны с фантомным питанием. В случае, если ваша звуковая карта лишена возможности подачи фантомного питания на микрофонный вход, вы просто не сможете воспользоваться таким микрофоном. Правда, некоторые звуковые карты имеют специальную перемычку для подачи фантомного питания на микрофонный вход. Перед подключением такого микрофона необходимо удостовериться в правильности подачи питания и корректной работе карты при установленной перемычке фантомного питания. Поэтому рекомендую использовать такие микрофоны только совместно с микшерским пультом.
В-третьих, нужно иметь в виду тот печальный факт, что цена микрофона прямо пропорциональна его качеству. Один хороший микрофон может стоить несколько тысяч долларов. Однако во многих случаях нет необходимости тратить столько денег. Для большинства студийных задач вполне подойдут микрофоны среднего ценового диапазона, приблизительно от 100 до 500 долларов. Среди них хорошо зарекомендовали себя изделия от Shure и AKG.
И наконец, в-четвертых, надо иметь в виду, что качество вашей записи будет зависеть не только от качества микрофона, но и от того, как вы его использовали. Для записи большинства сольных инструментов и, тем более, ансамблей одного микрофона недостаточно — как правило, требуется два микрофона и более. В каждом конкретном случае, в зависимости от расположения музыкантов и акустических характеристик помещения, необходимо выбрать оптимальное расположение микрофонов. Если у вас нет в этом опыта, перед записью лучше проконсультироваться с профессиональным звукорежиссером.
Для того чтобы звуковой результат проделанной работы можно было проигрывать вне пределов данной компьютерной студии, его необходимо записать на какой-либо традиционный носитель звуковой информации. Используя линейный выход звуковой карты, можно записать результат работы на любой аналоговый носитель, а через цифровой интерфейс — на цифровой носитель.
Вообще говоря, запись на аналоговый носитель не рекомендуется из-за неизбежных потерь качества в результате цифро-аналогового преобразования и последующих издержек хранения на таком носителе (зашумление и пр.). Из возможных вариантов аналоговой записи наиболее приемлемы запись на широкую ленту (на скорости 38), а также на кассету типа II (СгО2) или IV (metal). Учтите, что далеко не все кассетные магнитофоны могут осуществлять запись на кассеты типа IV. Если такая возможность есть, она обязательно оговорена в руководстве по эксплуатации. Весьма желательно, чтобы магнитофон был снабжен хорошей системой шумопонижения (например, Dolby С). Моделей кассетных магнитофонов существует великое множество, и рекомендовать какую-то определенную модель трудно. Однако одним из лучших производителей этой продукции, судя по опыту эксплуатации, является Denon.
Для записи на цифровой носитель весьма желательно иметь цифровой интерфейс (см. раздел Цифровой интерфейс), поскольку при записи на цифровой носитель через линейный выход двойное преобразование неизбежно внесет в исходный сигнал немалые искажения (хотя и цифровые интерфейсы не гарантируют их полное отсутствие). Современные цифровые носители звуковой информации описаны в главе 1.
Часто при работе с MIDI музыканты применяют наряду со звуковыми картами внешние звуковые модули. Более того, для использования таких модулей наличие звуковой карты вовсе не обязательно, поскольку существуют MIDI-интер-фейсы, позволяющие направлять MIDI-информацию через последовательный или параллельный порты компьютера (например, довольно популярный MIDIator). К внешнему MIDI-интерфейсу компьютера по цепочке (или параллельно, если это возможно) подключаются несколько внешних звуковых модулей так же, как при работе с аппаратным секвенсером или компьютером Atari 1040ST. В качестве таких модулей могут использоваться сэмплеры и синтезаторы, как рэковые, так и клавиатурные. Один из клавиатурных модулей можно при этом использовать для управления MIDI-информацией вместо MIDI-клавиатуры. Если музыкант строит систему внешних звуковых модулей, компьютер выполняет роль удобного секвенсера. При этом используется обычно лишь одна секвенсер-ная программа. Если же эта программа обладает возможностью записи аудиодо-рожек, то при наличии звуковой карты компьютер может играть роль не только секвенсера, но и студийного многоканальника.
При построении системы внешних звуковых модулей желательно также наличие микшерского пульта, который будет суммировать их звуковые сигналы (тогда звуковая карта в компьютере не требуется). Если же компьютерная система достаточно мощная и имеется профессиональная звуковая карта с несколькими аудиовходами, роль пульта также может выполнять компьютер (в этом случае его нужно оснастить программой звукового сведения). В такой системе желательно иметь достаточно большой монитор (21"), чтобы эффективно работать в программах звукового сведения, одновременно наблюдая за их окнами.
Еще раз напомню, что, строя подобную систему, следует особо позаботиться о MIDI-коммутации. Для соединения внешних модулей между собой понадобятся MIDI-кабели со стандартными (DIN) разъемами, а для соединения с MIDI/Garae-портом звуковой карты — специальный переходник или интерфейс. Если звуковая система компьютера имеет выносной модуль, он обычно оснащается MIDI-интерфейсом со стандартными разъемами. В этом случае все MIDI-кабели должны быть стандартными.
Отдельно нужно продумать звуковое соединение. Большинство звуковых модулей имеет стандартные звуковые стереовыходы с раздельными гнездами (два дже-ка — отдельно для левого и правого каналов). Во многих случаях звуковой модуль может иметь несколько независимых стереовыходов.
Разъемы звуковых выходов могут иметь и другую форму — например, один джек стерео, каноны, RCA (тюльпаны) и пр. Необходимо точно представить себе, что с чем потребуется соединить, и приобрести или спаять нужное количество необходимых кабелей. Помните, что от качества звуковых кабелей будет в конечном счете зависеть и звуковое качество результата вашей работы.
Если в системе используются внешние звуковые модули, они обычно дополняются модулями обработки звукового сигнала. Это могут быть линии цифровой задержки, ревербераторы, компрессоры-лимитеры, экспандеры и эксайтеры, эквалайзеры и пр. Как правило, для хорошего сведения нужно иметь возможность послать звуковой сигнал с каждой линейки микшерского пульта отдельно на каждый из модулей обработки. Это заметно усложняет звуковую коммутацию. На многих микшерских пультах для этого предусмотрены специальные входы и выходы посыл—возврат (send — return).
При увеличении количества внешних компонентов системы и коммутационных кабелей возрастает вероятность появления шумов, фоновых звуков, паразитных сигналов и т. п. Поэтому рекомендую не перегружать систему внешними модулями, а, напротив, максимальное количество модулей заменить компьютерными ресурсами. Например, многие внешние модули обработки можно с успехом заменить программными DirectX-модулями реального времени.
При этом надо только не забывать, что для одновременной обработки нескольких звуковых сигналов необходимо иметь достаточно мощный процессор и объемное ОЗУ, иначе система может начать тормозить (как обычно, в самый неподходящий момент). Кстати, если это все же произошло, посмотрите, нельзя ли разгрузить систему с другого боку, например, закрыв ненужные в данный момент фоновые приложения? Часто система может не успевать за звуковым сигналом из-за прорисовки слишком большого количества информации на экране. В этом случае попробуйте уменьшить экранное разрешение и количество цветов (лля звуковых программ вовсе не нужна, к примеру, палитра TrueColor, то есть 232 или 22^ цветов, ее вполне можно уменьшить до 216 [HighColor] или даже до 256 цветов). В отдельных случаях можно отменить скроллинг (прокрутку) экрана в программах звукового сведения или прорисовку всех волновых форм.
Однако все это не должно отражаться на удобстве работы. Ведь удобство — одно из основных преимуществ компьютерных систем. Поэтому, если ваша система почему-то начала тормозить, лучше просто увеличить ее мощность. Это, кстати, будет наверняка дешевле и проще, чем накрутка большого количества внешних модулей.
Вообще говоря, перечисленными в этой главе внешними устройствами не исчерпывается список железа, которое может потребоваться музыканту при работе с компьютером. Зачастую ему" могут пригодиться такие, к примеру, менее специфичные устройства, как принтеры и сканеры. Их описание вынесено в приложение А.
Главная страничка Архив midi Обработка звука Видео школа Архив звуковых эфектов Почта Ссылки