Музыкальная студия "La Bella Classic" композитора Алексея Паркова

 

ГЛАВА 9

Программы многоканального сведения



  Общие положения

В процессе работы со звуковым материалом часто возникает необходимость свести вместе звучание нескольких звуковых файлов подобно тому, как мы сводим вместе звучание всех параллельных дорожек многоканального магнитофона. Конечно, в принципе, такая возможность предусматривается и в программах звуковой обработки (вспомните функции Mix и Crossfade программы Sound Forge). Но в этом случае, будучи раз сведены вместе, звуковые файлы больше не поддаются разделению, а такая необходимость скорее всего возникнет в дальнейшем, даже если сегодня вы на 100% уверены в правильности сведения. Кроме того, сводить этим способом более двух файлов довольно-таки неудобно.

Поэтому для таких случаев разработан отдельный класс программ — это программы многоканального сведения звуковых файлов. Данные программы позволяют обращаться со звуковым материалом так же, как на многоканальном магнитофоне. Подобно тому, как во время сведения с многоканального магнитофона оперируют регуляторами на микшерском пульте и других студийных приборах, в этих программах оперируют параметрами воспроизведения каждой дорожки в отдельности. Сами звуковые файлы при этом остаются в неприкосновенности, так что по умолчанию такое редактирование является недеструктивным.

  Система Pro Tools

Это несомненно самая популярная компьютерная система многоканального сведения, хотя, с другой стороны, система долгое время существовоала только в варианте для компьютеров Macintosh. Недавно наконец появилась версия этой системы, работающая на PC под управлением Windows NT, а затем и версия (под номером 5), работающая под Windows 98.

Система многоканального сведения Pro Tools состоит из программной и аппаратной частей. Причем аппаратная часть, которая выглядит как обычный рэковый модуль, здесь определяет удобство и возможности всей работы. В частности, от аппаратной части системы зависит, сколько параллельных стереоканалов мы сможем прослушивать одновременно. Однако вышесказанное верно лишь для Macintosh-версии. В реализации ProTools для PC аппаратная часть лишена сигнальных процессоров (DSP) и содержит только интерфейс ввода-вывода. Вся работа по многоканальному сведению ложится на центральный процессор компьютера. Следовательно, теоретически можно работать с системой, используя любой другой интерфейс ввода-вывода. Работать с системой очень удобно. Перед вами на экране появляются дорожки, как в MIDI-секвенсерах, которые впоследствии могут быть произвольно заполнены звуковыми фрагментами — их называют регионами. В качестве региона можно использовать как звуковой файл целиком, так и любую его часть. На протяжении каждой дорожки можно графически изобразить амплитудную огибающую, что очень наглядно представляет изменения громкости звучания регионов. Возможны также другие недеструктивные преобразования.

Однако мы не будем долго задерживаться на рассмотрении системы ProTools, поскольку в силу исторически сложившихся обстоятельств она пока что так и не получила распространения среди пользователей PC. Поэтому давайте перей дем к более распространенным на сегодняшний день программам.

Использование программы Cool Edit Pro для многоканального сведения

Одной из самых удобных программ для многоканального сведения на PC является программа Cool Edit Pro. В главе 8 в разделе Программа Cool Edit Pro уже рассмотрен модуль программы Cool Edit Pro, предназначенный для звуковой обработки. Но в этой программе имеется и другой мощный модуль — модуль многоканального сведения (рис. 9.1). Переключение между модулями осуществляется с помощью кнопки, расположенной непосредственно под меню File, как показано на рисунке.

Рис. 9.1. Модуль многоканального сведения программы Cool Edit Pro

Здесь вы можете видеть несколько дорожек для размещения звуковых фрагментов. Всего программа позволяет использовать 64 дорожки, однако на экране одновременно вы можете видеть меньшее их количество, в зависимости от вертикального масштаба. Изменить вертикальный масштаб позволяют желтые кнопки со знаками + и -, расположенные в правом нижнем углу. А перемещаться от верхней дорожки к нижней и наоборот позволяет правая вертикальная полоса, играющая роль полосы прокрутки (хотя внешне она на нее и не похожа). Снизу расположена такая же горизонтальная полоса прокрутки с нанесенной на нее временной шкалой. Расположенная в нижней части окна программы панель управления уже рассматривалась в предыдущей главе в разделе Программа Cool Edit Pro.

Рис. 9.2. Заголовок дорожки

Рассмотрим подробнее заголовок каждой дорожки. Расположены эти заголовки слева от дорожек. На рис. 9.2 такой заголовок показан крупным планом. Здесь вы можете видеть: название дорожки (сверху), ее смещение по панораме (окошко с синими символами, начинающимися с буквы Р), ее смещение по громкости (окошко с зелеными символами, начинающимися с буквы V), кнопки с номером записывающего и воспроизводящего устройств, а также кнопки Mute (зеленая), Solo (желтая) и Record (красная).

Нажатие правой кнопки мыши на окошке смещения по панораме или по громкости позволяет отрегулировать это смещение. В окошке панорамы возможны значения от -100 (панорама смещена влево) до 100 (крайнее правое положение). Уровень громкости регулируется от -100 до +20 дБ.

Нажатие левой кнопки мыши на кнопке с номером устройства записи или воспроизведения позволяет выбрать устройство для данной дорожки. Если на вашем компьютере установлена только одна звуковая карта, то, скорее всего, придется выбирать из одного. Однако в некоторых случаях имеет смысл назначать разные дорожки разным устройствам записи и воспроизведения, присутствующим в системе.

Нажатие на зеленую кнопку Mute временно отключает звучание данной дорожки. Желтая кнопка Solo, напротив, позволяет прослушать лишь данную дорожку (или только те несколько дорожек, на которых нажата эта кнопка). Наконец, красная кнопка Record разрешает запись на данную дорожку с помощью кнопки записи на-панели управления в нижней части окна. Это означает, что при включении записи сигнал будет записываться именно на данную дорожку. Если красная кнопка Record нажата одновременно на двух или более дорожках, то при включении записи сигнал будет записываться на все эти дорожки одновременно.

Наконец, если щелкнуть левой кнопкой мыши по названию дорожки, то откроется общее окно (рис. 9.3), позволяющее изменить любой из перечисленных параметров заголовка дорожки, в том числе и ее название.

Рис. 9.3. Окно изменения параметров заголовка дорожки

Есть два способа поместить звуковой фрагмент на дорожку вашего виртуального многоканальника. Первый из них заключается в открытии уже существующего звукового файла в окне Waveforms List (это окно открывается нажатием на клавишу F9 или выбором в меню Insert пункта Waveforms List).

Находясь в окне Waveforms List, нажмите кнопку Open. В стандартном диалоговом окне здесь можно открыть файл, после чего он добавится в список (рис. 9.4). Для того чтобы поместить файл на дорожку, просто перетяните мышкой его название на соответствующее место основного окна. Впоследствии вы сможете произвольно перемещать звуковые фрагменты как по горизонтали (во времени), так и по вертикали (с дорожки на дорожку), пользуясь правой кнопкой мыши. При этом вы почувствуете, что программа помогает вам синхронизировать звуковые фрагменты по началу или концу.

Рис. 9.4. Окно Waveforms List, содержащее список открытых звуковых файлов

Второй способ поместить звуковой фрагмент на дорожку заключается в том, чтобы просто записать его (предварительно нажав кнопку Record на требуемой дорожке, чтобы разрешить запись на нее). При записи остальные дорожки будут воспроизводиться как обычно.

Очень приятная особенность программы Cool Edit Pro — возможность недеструктивной редакции громкости и панорамы на каждой из дорожек путем рисования соответствующих огибающих. Отметив галочками пункты Show Pan Envelopes;H Show Volume Envelopes в меню View, вы разрешаете программе отобразить на экране соответственно панорамную и громкостную (амплитудную) огибающие. А поставив галочку в пункте Enable Envelope Editing в том же меню, вы разрешаете изменение этих огибающих. Теперь их можно редактировать графически с помощью левой кнопки мыши. Не забудьте, что зеленая огибающая относится к громкости, а синяя — к панораме. Вместо того чтобы отмечать галочками пункты меню, можно воспользоваться соответствующими кнопками (рис. 9.5).

Рис. 9.5. Три важные кнопки программы Cool Edit Pro

Несмотря на то что в программе Cool Edit Pro возможность недеструктивного применения эффектов в явном виде отсутствует, вы можете с успехом пользоваться следующим приемом:

Выполненное сведение вы можете сохранить на диске в виде файла сессии (с расширением .ses). Необходимо иметь в виду, что файл сессии не содержит копий использованных звуковых фрагментов, он содержит только ссылки на них. Поэтому, если какой-либо из используемых файлов будет перемещен (или удален), сессию невозможно будет правильно загрузить. Вот почему необходимо тщательно следить за сохранностью отдельных файлов и их местоположения. Это удобно проверить, отметив галочкой переключатель Full Paths в окошке Waveforms List.

Поскольку программа Cool Edit Pro не использует специальных аппаратных средств для многоканальной записи/воспроизведения, вся тяжесть по расчету звучания ложится на центральный процессор компьютера (размер ОЗУ также играет определенную роль). На недостаточно быстром ПК вы в некоторых случаях можете услышать перерывы (провалы) в звучании при многоканальном воспроизведении. В таких случаях попробуйте применить следующие способы:

В заключение хочется отметить, что Cool Edit Pro на сегодня обеспечивает наибольшую гибкость и удобство при многоканальном сведении из всех существующих систем на базе PC. Однако в некоторых случаях пользователю бывает необходимо сводить вместе и звуковые, и MIDI-файлы. Конечнй, можно предварительно записать звучание MIDI-файла в звуковой файл, а затем сводить его с другими звуками в программе Cool Edit Pro. Но если MIDI-файл еще предполагается редактировать (или просто нет возможности занимать дополнительное дисковое пространство под еще один звуковой файл), а также в некоторых других случаях приходится использовать иные программные средства.

  Программа DDCIip

Из программ, позволяющих сводить в одно целое звуковые, MIDI- и видеофайлы, выделяется программа DDCIip, разработанная новосибирской компанией SoftLab. Хотя эта программа не позволяет оперировать звуковыми фрагментами столь же гибко, как Cool Edit Pro, она отличается возможностью обращаться с MIDI-фраг-ментами и видеофрагментами практически так же, как и со звуковыми, что очень удобно. Вообще, эта программа имеет на редкость удобный и изящный пользовательский интерфейс.

Основное окно программы. Здесь вы увидите несколько одинаковых на первый взгляд дорожек. Две верхние предназначены для проигрывания видео, третья — для MIDI-фрагментов и остальные — для звуковых фрагментов. Символ слева от каждой дорожки указывает на ее предназначение.

Для того чтобы поместить звуковой фрагмент на дорожку, следует из меню File выбрать пункт Open Source File или просто нажать на клавишу F4. Появится диалоговое окно открытия файла. Выбрав имя файла и нажав на ОК, вы загружаете файл в программу. Теперь нужно щелчком мыши указать его местоположение в сведении (дорожку и время начала). Пока вы этого не сделали, файл будет показываться в виде черного прямоугольника под указателем мыши. Перемещая мышь по экрану и следя за черным прямоугольником, вы можете заранее оценить место начала и конца нашего звукового фрагмента в партитуре. Если вы поместите мышь не над звуковой, а над MIDI- или видеодорожкой, курсор примет вид перечеркнутого круга. Поместив фрагмент в партитуру, вы можете впоследствии произвольно перемещать его с помощью мыши. Таким же образом можно открыть и поместить в партитуру видео- и MIDI-файлы.

Здесь следует отметить одну приятную особенность программы DDClip: она может оперировать не только с целыми файлами, но и с их частями. Если вы щелкнете правой кнопкой мыши по звуковому, MIDI- или видеофрагменту и выберете из контекстного меню пункт Split clip, то в месте щелчка фрагмент будет разрезан. После этого каждой его частью можно оперировать отдельно.

Так же, как и Cool Edit Pro, программа DDClip позволяет графически рисовать огибающие звуковых дорожек для громкости и панорамы. Однако здесь любую точку излома огибающей необходимо добавить в явном виде. Это можно сделать, щелкнув правой кнопкой мыши в нужном месте фрагмента и выбрав из контекстного меню пункт Add Profile Point. К огибающей будет добавлена точка излома. Если навести мышь на эту точку, курсор принимает вид знака плюс, при этом точку излома можно свободно перемещать.

Впрочем, вы можете и не лазить каждый раз в контекстное меню. Для создания точек излома в произвольном месте фрагмента достаточно просто удерживать клавишу Ctrl во время щелчка. Этот способ редактирования огибающей до некоторой степени аналогичен способу редактирования в программе Cool Edit Pro.

Для того чтобы не возникало случайных ошибок при редактировании огибающих, в программе DDClip есть два различных режима — редактирование амплитудной огибающей и редактирование панорамной огибающей. В первом случае вы должны отметить галочкой пункт Edit Volume profile в меню Edit, а во втором — пункт Edit Balance profile (в том же меню). В каждый конкретный момент может быть выбран только один из двух пунктов. Эти же режимы можно переключать соответствующими кнопками в панели инструментов.

В программе DDClip имеется также возможность аудиозаписи непосредственно на одну из дорожек. Для этого достаточно нажать кнопку запись на панели инструментов или выбрать пункт Audio Record из меню Command. Программа попросит вас ввести имя файла для будущей записи, после чего откроется окно Audio Recorder. Здесь вы можете проконтролировать уровень входного сигнала и при необходимости отрегулировать его с помощью системного микшера, как уже объяснялось в главе 7 в разделе Запись звуковой информации, выбрать режим записи (частоту дискретизации, разрешение, количество каналов), задать время задержки перед началом записи и т. п. Нажатие на кнопку Prepare/Rec подготавливает все устройства для записи, а повторное нажатие на ту же кнопку (теперь она называется Record) начинает запись. Закончив запись, нажмите на кнопку Stop, а затем на ОК. Записанный фрагмент будет помещен на первую свободную дорожку, начиная от текущей позиции курсора.

Методы работы с программой DDClip здесь изложены лишь вкратце, однако они во многом аналогичны методам работы с программой Cool Edit Pro, так что нет необходимости описывать их отдельно.

  Программа Samplitude 2496

Еще один замечательный продукт, предназначенный для многоканального сведения, — это программа Samplitude 2496. По существу она способна полностью реализовать на компьютере звукозаписывающую студию. В ней вы можете выполнить сведение как звуковых, так и MIDI-дорожек, а также запись, недеструктивное редактирование и даже запись на компакт-диск (естественно, последнее возможно при наличии привода CD-R). Замечательная особенность данной программы заключается в том, что любое редактирование информации в ней является недеструктивным.

Основное окно программы показано на рис. 9.6. Как и в описанных выше программах, в левой части окна вы можете видеть заголовки дорожек. Samplitude 2496, позволяя работать и с аудио, и с MIDI, не делает, однако, различий между звуковыми и MIDI-дорожками: в принципе, вы можете последовательно поместить на одну и ту же дорожку и звуковой, и MIDI-материал.

У программы два основных достоинства: очень широкие возможности в области недеструктивного редактирования материала и большое количество горячих клавиш, позволяющих при известном навыке осуществлять редактирование с клавиатуры в одно касание. Например, для того чтобы поместить на дорожку готовый звуковой файл, достаточно нажать клавишу W (можно, конечно, это сделать и обычным способом — в меню File выбрать Open Project и далее Wave). Звуковой файл будет помещен на ту дорожку, в заголовке которой включена кнопка R1, начиная от курсора. А для того, чтобы поместить на дорожку MIDI-файл, можно нажать на Ctrl+M (или выбрать в меню File пункт Open Project и далее Midi). Кстати, при этом программа предоставит вам возможность поместить каждую дорожку MIDI-файла на отдельную дорожку Samplitude (если это MIDI-файл типа 1 или 2). После этого вы сможете по отдельности обработать дорожки вашего MIDI-файла. Эта возможность особенно важна для тех пользователей, у которых эффект-процессор звуковой карты не способен обработать каждый MIDI-канал в отдельности (разумеется, для этого придется вначале превратить их в аудиодорожки).

Можно также осуществить аудиозапись и прямо на одну из дорожек Samplitude 2496. Для этого необходимо нажать в заголовке нужной дорожки кнопку R1, чтобы разрешить запись на нее. Если же вы щелкнете по R1 правой кнопкой мыши, то сможете здесь же в контекстном меню выбрать способ записи (стерео, моно, только на левый или только на правый канал), а также устройство записи. Кроме того, здесь можно переключить режим записи (звуковой или MIDI) и при необходимости записывать MIDI-информацию, используя MIDI-клавиатуру.

Рис. 9.6. Программа Samplitude 2496

Для последующего редактирования информации в программе есть несколько различных режимов мыши. Это режим выделения, режим объектов, режим громкости, режим панорамы и режим изменения кривых, а также два комбинированных режима.

В режиме выделения (Range Mode) указатель мыши принимает вид узкого вертикального прямоугольника. С его помощью можно устанавливать местоположение курсора щелчком мыши, а также выделять некоторую область на одной или нескольких дорожках. Для выделения области нужно просто обвести ее при нажатой левой кнопке мыши.

В режиме объектов указатель мыши принимает вид обычной стрелки. С ее помощью вы можете выбрать какой-либо объект, содержащий аудио- или MIDI-информацию, для последующей работы с ним (чтобы выбрать нескольких объектов сразу, можно при этом удерживать клавишу Ctrl, а для выбора всех объектов, находящихся на пространстве между двумя щелчками мыши, — клавишу Shift). Вокруг выбранного объекта появляется изображение огибающей.

Если вы теперь наведете указатель мыши на выбранный объект, он примет вид четырех стрелок, указывающих в разные стороны. С его помощью вы можете произвольно перемещать этот объект как по горизонтали, так и по вертикали. Если же вы хотите переместить его строго по вертикали, удерживайте при перемещении клавишу Shift. А если при перемещении объекта вы будете удерживать клавишу Ctrl, то объект будет скопирован.

Обратите внимание, что огибающая, появляющаяся вокруг выделенного объекта, содержит пять точек, при наведении указателя на которые он принимает вид двусторонней стрелки. Перемещая вправо-влево нижние точки огибающей, вы можете уменьшить длину объекта (соответствующим образом сократив количество проигрываемого материала), а перемещение влево-вправо верхних угловых точек позволяет включить режим постепенного нарастания или затухания громкости. Центральная точка огибающей может перемещаться вверх-вниз. Этим перемещением вы можете устанавливать общую громкость объекта. Можно также увеличивать общую громкость выбранного объекта, нажимая на клавиатуре Ctrl+8, или уменьшать ее, нажимая Ctrl+7.

Если, выделив какой-либо объект, вы нажмете клавишу Т, то данный объект будет разрезан в месте расположения курсора. После этого вы сможете манипулировать каждой его частью по отдельности.

К любому выделенному объекту можно недеструктивно применить один или несколько эффектов. Для этого достаточно выбрать какой-либо пункт из меню Effects. Это может быть графический или параметрический эквалайзер, шумопо-давитель, компрессор/экспандер, FFT-фильтр и т. д. Все эти эффекты (и их англоязычные названия в меню) уже знакомы вам по главе 8. Кроме всего перечисленного можно, выбрав в меню Effects пункт DirectX Pluglns..., использовать любой из установленных в системе подключаемых модулей DirectX так же, как вы их могли использовать в программах Sound Forge, Cool Edit Pro, WaveLab, Cubase VST и пр.

Два важнейших режима мыши — режим громкости и режим панорамы, в которых указатель мыши принимает вид карандаша. С помощью этого карандаша вы можете произвольно рисовать соответственно амплитудную и панорамную огибающие для каждой дорожки в отдельности. Для того чтобы не путать огибающие, разработчики выделили амплитудную огибающую каждой дорожки желтым цветом, а панорамную — голубым. Впрочем, несмотря на произвольность формы огибающей, ее неровности не сглаживаются на экране. Напротив, разработчики подчеркивают, что в любом случае такая огибающая состоит из линейных сегментов: каждый излом линии огибающей выделен квадратом (если вы не видите амплитудной или панорамной огибающей на нужной вам дорожке, нажмите кнопку V или Р в заголовке этой дорожки).

В режиме изменения кривых указатель мыши принимает вид грабель. В этом режиме вы можете произвольно перемещать точки излома огибающих. Можно также выделить сразу целую группу точек излома и перемещать их как единое целое. Естественно, что все эти перемещения можно делать лишь в пределах одной дорожки. Кроме этих основных режимов есть еще два комбинированных. В режиме объектов и кривых указатель мыши имеет вид обычной стрелки. Однако вы можете им пользоваться и для выделения/перемещения объектов, и для перемещения точек излома огибающих. В универсальном режиме указатель мыши, находясь в верхней части любой из дорожек, переходит в режим выделения, а находясь в нижней — в режим объектов.

Для переключения режимов можно выбрать из меню File пункт Preferences, а затем пункт VIР Mouse Mode. Однако удобнее переключать их с помощью специальных кнопок на верстаке программы. Можно также назначить каждому режиму свою горячую клавишу (по умолчанию горячие клавиши на переключение режимов не назначены; для того чтобы их назначить, выберите из меню File пункт Preferences и далее Edit Keyboard Shortcuts).

При работе с программой бывает удобно выбрать из меню Window пункт Time Display для контроля времени.

Поскольку при проигрывании материала программе приходится делать множество действий в реальном времени (например, применять огибающие и эффекты к объектам), для успешного прослушивания вам необходимо иметь достаточно мощную систему. В любом случае при проигрывании в левом нижнем углу вы сможете видеть индикатор загрузки процессора (например: DSP: 10,22%), Если же вы видите, что ваш процессор перегружен (а также слышите это — появляются перерывы в звучании), не расстраивайтесь: вы можете прослушать результат своей работы, предварительно сведя весь материал в один объект. Для этого выберите из меню Tools пункт Track Bouncing.

Одним из замечательных свойств программы является возможность записи материала на звуковой компакт-диск с предварительной разметкой. Для того чтобы начать новую дорожку будущего диска, вам следует всего лишь установить курсор на требуемую позицию и выбрать из меню CD пункт Set Track. В программе есть также много других приятных возможностей для записи звуковых компакт-дисков, например, распечатка ТОС, установка паузы и пр.

В заключение отмечу, что программа Samplitude 2496 на сегодня является одним из самых функциональных продуктов данного класса, и при этом отличается наиболее низкими требованиями к системным ресурсам благодаря качественным и быстрым алгоритмам обработки звука на лету.

  Программа Nuendo

Несмотря на то что программа Cubase VST предоставляет большие возможности с точки зрения работы с аудиоматериалом, компания Steinberg выпустила еще одну программу, предназначенную для многоканального сведения аудио. Эта программа называется Nuendo.

Внешне интерфейс программы напоминает Cubase VST (рис. 9.7). В окне программы имеется панель Transport, с помощью которой осуществляется запись, воспроизведение, перемотка и другие функции управления проигрыванием композиции. Эта панель также напоминает аналогичную панель Cubase, только названия некоторых элементов в ней изменены. Например, кнопка включения внешней синхронизации называется Online. Изменены и некоторые горячие клавиши. Например, перемотку вперед теперь можно осуществлять клавишей + на цифровой клавиатуре, а перемотку назад — клавишей - на цифровой клавиатуре. Однако пользователей Cubase должно весьма порадовать, что основные горячие клавиши управления покажутся им знакомыми: запись включается клавишей * цифровой клавиатуры, воспроизведение — клавишей Enter цифровой клавиатуры, останов — клавишей 0 цифровой клавиатуры, цикл — клавишей /, включение метронома производится клавишей С, а включение режимов Punch In и Punch Out — соответственно клавишами I и 0. Клавиши 1 и 2 цифровой клавиатуры по-прежнему перемещают текущую позицию к локаторам, а остальные цифры — к пользовательским маркерам. Правда, установка локаторов и маркеров в программе Nuendo производится только в окне Marker (оно вызывается нажатием на кнопку Marker Show), показанном на рис. 9.9. (Привычные пользователям Cubase горячие клавиши L, R и Р здесь работать не будут.)

Рис. 9.7. Общий вид программы Nuendo

Рис. 9.8. Установка маркеров

Итак, управление программой похоже на Cubase, а сама программа внешне несколько напоминает Cool Edit Pro или Samplitude — она оформлена как программа многоканального сведения. В основном окне проекта находятся несколько дорожек, на которых располагается аудиоматериал. Этот аудиоматериал может состоять из отдельных партий, которые можно свободно передвигать, копировать, резать, склеивать и т. д. В левой части каждой дорожки расположен ее заголовок (рис. 9.8), где расположено название дорожки (его вы можете изменить по своему желанию), а также несколько кнопок: Solo (заглушить остальные дорожки), Mute (заглушить дорожку), Record (производить запись на эту дорожку), mono/stereo и monitor, а также еще три кнопки: FX (эффект), EQ (эквалайзер) и INS (вставка). О них мы поговорим несколько позже.

Для того чтобы осуществить запись в программе Nuendo, нужно выбрать дорожку и нажать на ней кнопку Record (или клавишу R). Кнопка превратится в мигающую. Выбрав источник записи в системном микшере, нажмите клавишу * на цифровой клавиатуре (или кнопку запись на панели управления Transport). При этом начнется запись. (Чтобы добавить новую дорожку, выберите из меню Project пункт Add Track и далее Audio или Multiple Audio для добавления сразу нескольких дорожек.)

Рис. 9.9. Заголовок аудиодорожки

Вы можете также добавить в проект уже заранее записанный звуковой материал. Для этого установите текущую позицию курсора щелчком мыши, выберите нужную дорожку, нажмите на ней кнопку Record, а затем в меню File выберите пункт Import и далее Audiofile. Выберите нужный файл и нажмите ОК. Программа может запросить, скопировать ли материал в рабочий каталог проекта. Желательно ответить на этот вопрос утвердительно. На одной и той же дорожке нельзя открывать стерео- и монопартии одновременно.

Вышеописанными способами создается одна партия на аудиодорожке. Партию можно свободно перемещать как по горизонтали (во времени), так и по вертикали (на другую дорожку). Если при перемещении партии удерживать клавишу Alt, то партия-будет скопирована (причем вместе с аудиоматериалом, чтобы можно было независимо совершать в обеих копиях деструктивные изменения). А если при перемещении удерживать клавишу Ctrl, будет создано нечто вроде призрачной копии Cubase — в проекте будет создана копия партии, но без физического копирования материала на диске.

Если выделить партию, щелкнув на ней мышью, вокруг нее появляется красное обрамление (рис. 9.10) Красные квадраты в нижних углах при этом являются маркерами начала и конца партии. Потянув за них мышью, можно увеличить или уменьшить партию. Что касается синих треугольников в верхних углах партии, то, перемещая их, можно назначить каждой партии плавное, усиление звука в начале (Fade In) или затухание в конце (Fade Out).

Рис. 9.10. Выделенная партия

Партию можно разделить на несколько частей и манипулировать ими по отдельности. Для разделения партии нужно использовать инструмент ножницы. Для выбора инструмента нажмите правую кнопку мыши в окне проекта (рис. 9,11). Взяв инструмент ножницы (Split), достаточно щелкнуть им по партии в нужном месте. Партия будет разделена на две.

С помощью инструмента клей (Glue) можно также склеивать партии. Правда, в большинстве случаев такая склеенная партия будет все равно состоять из двух аудиособытий. Если дважды щелкнуть мышью по партии, она откроется во встроенном аудиоредакторе. При этом внутри аудиоредактора будут по отдельности видны все аудиособытия. Там же можно установить для них маркеры начала и конца, а также Fade In/Out. Нарастание и затухание для партии в целом, если она состоит из нескольких аудиособытий, невозможно.

Рис. 9.11. Выбор инструментов

Выбрав инструмент ластик (Erase), можно удалить ненужную партию, просто щелкнув по ней. А щелчок по партии инструментом крестик (Mute) позволяет заглушить партию, не удаляя ее. При этом партия отображается на экране в серых тонах. Если вы прочитали главу 7 этой книги, то дальнейшее изложение материала будет для вас очень легким. Аналогично тому, как это происходит в программе Cubase VST/32 5.0, звуковой материал в Nuendo может быть направлен на выход не напрямую, а через вставки — четыре дополнительных виртуальных устройства (например, ревербератор, хорус и пр.), а также эквалайзер, и направлен на устройства эффектов через восемь посылов, чтобы выходной сигнал с устройств эффектов смикшировать с прямым сигналом. Все это можно сделать, вызвав панель установок канала VST. Для этого достаточно нажать одну из трех кнопок FX, EQ или INS на заголовке дорожки. Панель установок канала (рис. 9.12) очень похожа на соответствующую панель Cubase. Одним из немногих отличий является отсутствие блока компрессии (и соответствующей ему кнопки DYN).

На этой панели вы видите секцию INSERTS (вставки). Чтобы выбрать нужный эффект и вставить его на пути к выходу, нажмите правую кнопку мыши на черном поле, означающем название устройства (при отсутствии вставок там будет написано No Effect). Появится выпадающее меню со списком доступных эффектов. Выберите нужный эффект и нажмите кнопку On для его включения. Для того чтобы отредактировать параметры самого эффекта, нажмите кнопку Edit. На рис. 9.13 показано окно установки параметров виртуального устройства Nuendo Compressor.

Рис. 9.12. Параметры канала VST

Рис. 9.13. Окно настройки компрессора Nuendo

В секции Equalizer вы можете пропустить звук через параметрический эквалайзер, состоящий из четырех фильтров с переменной частотой подавления и крутизной среза. Каждый из фильтров настраивается с помощью трех виртуальных ручек управления. Не забудьте также включить каждый из фильтров кнопкой On. Вы можете также графически установить значения фильтров, изменив мышью час-тстную огибающую эквалайзера.

Для того чтобы добавить эффекты к материалу, используя посылы, воспользуйтесь секцией SENDS на панели установки параметров канала. Каждая из восьми ручек управления здесь регулирует уровень посыла на одно из виртуальных устройств эффектов. Выберите нужное устройство из выпадающего меню (оно вызывается нажатием правой кнопки мыши на черном поле с названием эффекта) и включите его кнопкой On, а затем установите уровень посыла с помощью ручки управления. Правда, по умолчанию виртуальные устройства эффектов вообще не подключены к посылам. Для того чтобы их подключить, нажмите клавишу F6 (или выберите из меню Devices пункт VST Effects). Появится панель, изображенная на рис. 9.14. С помощью правой кнопки мыши выберите нужный эффект для подключения к каждому из восьми посылов. Помните, что у вас всего восемь посылов, хотя доступных виртуальных устройств эффектов может быть гораздо больше. Не забудьте включить каждое из нужных вам виртуальных устройств с помощью красной кнопки, расположенной в левой их части. Для настройки параметров эффекта нажмите расположенную на виртуальном устройстве кнопку Edit. С помощью горизонтального ползункового регулятора на виртуальном устройстве вы можете регулировать выходной уровень его сигнала (возврат).

Если вы нажмете кнопку Write и будете во время воспроизведения изменять какие-нибудь параметры на панели настройки канала VST (например, уровень посыла на модуль эффекта или какой-нибудь параметр эквалайзера, или просто громкость или панораму, или все это вместе), то все ваши изменения будут записываться, а при следующем воспроизведении они будут воспроизведены (при условии, что нажата кнопка Read). Более того, если у вас будет открыта панель настройки параметров, вы увидите, как ручки управления и ползунковые регуляторы сами собой передвигаются. Таким образом, все параметры обработки звукового сигнала не обязаны являться статическими, можно их изменять и при необходимости записывать эти изменения в реальном времени.

Рис. 9.14. Панель эффектов VST

Подобный метод записи изменений параметров обработки звука доступен и в программе Cubase VST/32 5.0. Однако (особенно если вы уже имели опыт работы с другими программами многоканального сведения) вы можете и не очень вдохновиться им: ведь для программ многоканального сведения более привычен метод построения огибающих, чем управления виртуальным микшером в реальном времени. Программа Nuendo предоставляет вам возможность прорисовывать огибающую для каждого из параметров, доступных в панели настройки. Для этого нужно нажать правую кнопку мыши на заголовке дорожки и выбрать пункт Show Automation. Под этой дорожкой появится дополнительная дорожка, заголовок которой будет выделен зеленым цветом. Эта дополнительная дорожка будет иметь то же имя, что и основная. На ней прорисовывается огибающая для одного из изменяемых параметров (например, для громкости). Если вы уже записывали изменения параметров в реальном времени, вы сразу же увидите соответствующую огибающую, иначе на этой дорожке будет прямая линия. Вы можете прорисовывать огибающую с помощью инструмента карандаш (Draw), при этом на линию будут добавляться точки излома (каждая из которых соответствует единичному изменению какого-либо параметра). С помощью инструмента стрелка (Object selection) вы можете произвольно передвигать каждую из точек излома, а с помощью инструмента ластик (Erase) — удалять.

Вы можете добавить по мере необходимости вторую, третью, и т. д. дополнительные дорожки (дорожки огибающих) для каждой из звуковых дорожек. Для этого нажмите правую кнопку мыши на заголовке дополнительной дорожки и выберите пункт Append Automation Track. А щелкнув правой кнопкой мыши по названию эффекта, для которого создана эта дополнительная дорожка( вы увидите выпадающее меню, из которого можно выбрать нужный вам эффект.

Таким образом, огибающие для каждого из параметров находятся каждая на своей дорожке и не мешают воспринимать и редактировать друг друга. Выглядит все это примерно так, как показано на рис. 9.15.

Теперь отвлечемся немного от недеструктивных методов редакции и посмотрим, какую деструктивную обработку умеет делать программа Nuendo со звуковым материалом.

Рис. 9.15. Огибающие в программе Nuendo

Для этого в программе существует меню Audio. В этом меню есть пункт Process, подпункты которого соответствуют встроенным модулям Nuendo. Это импульсная модуляция (Acoustic Stamp), построение огибающей (Envelope), нарастание (Fade In), затухание (Fade Out), громкость (Gain), добавление материала к имеющемуся в буфере обмена (Merge Clipboard), пороговый шумоподавитель (Noise Gate), оптимизация амплитуды (Normalize), фазовый инвертор (Phase Reverse), сдвиг по высоте (Pitch Shift),устранение постоянной амплитудной составляющей (Remove DC Offset), ракоход (Reverse), превращение в тишину (Silence), модуль, меняющий местами стереоканалы (Stereo Flip), а также сжатие/растяжение во времени (Time Stretch). Мы сейчас не будем подробно рассматривать все эти модули, поскольку они относятся скорее к теме звуковой обработки (если вы читали главу 8, то без труда разберетесь в этих модулях самостоятельно).

Однако это еще не все. Программа Nuendo умеет работать не только со звуковым материалом. Вы можете выбрать пункт меню Project\Add Track\MIDI, и вместо звуковой дорожки перед вами появится MIDI-дорожка, причем практически полноценная, без скидок на то, что вы работаете в звуковой программе! Вы можете на некоторое время вообще забыть, что вы находитесь в программе Nuendo, а не Cubase. Точно так же, как в Cubase, вы можете записывать, проигрывать и редактировать MIDI-материал. В заголовке дорожки привычным для пользователей Cubase образом можно установить MIDI-выход, канал, номер банка и программы. Кроме того, здесь для каждой MIDI-дорожки можно выбрать свой MIDI-вход. Если вы уже прочитали главу 7 про редакцию MIDI-материала в программе Cubase, то здесь вам не придется запоминать ничего нового: все основные функции здесь реализованы практически в том же виде. Правда, придется смириться с тем, что из MIDI-редакторов вам будет доступен только клавишный редактор. На рис. 9.16 показано, как выглядит MIDI-редактор в программе Nuendo.

Что касается импорта существующих MIDI-аранжировок, то Nuendo может импортировать не только стандартные MIDI-файлы, но и файлы Cubase типа Song (с расширением .all).

Кроме того, программа умеет работать еще и с видеоматериалом. Вы можете создать видеодорожку (Project\Add Track\Video), импортировать туда видеоматериал из формата AVI и работать с ним. Правда, в одном проекте Nuendo вы можете создать только одну видеодорожку. Однако при необходимости вы можете во время импорта AVI-файла отметить галочкой пункт Extract Audio, и тогда звук AVI-файла будет отделен от изображения и записан в отдельную звуковую дорожку.

Рис. 9.16. MIDI-редактор программы Nuendo

И напоследок еще одна приятная деталь: в программе Nuendo вы можете произвольно менять высоту каждой из дорожек в отдельности, просто перетаскивая мышью нижнюю границу ее заголовка. Таким образом, вы можете назначить для каждой дорожки свой масштаб отображения, что бывает чрезвычайно удобно, особенно на небольших мониторах.

 

  Vegas Pro, SAW plus и Session 8

Рассмотренные выше системы позволяют осуществлять многоканальное сведение и обладают удобным пользовательским интерфейсом. Собственно говоря, этих программ вполне достаточно для демонстрации возможностей ПК в области многоканального сведения. Однако для полноты картины упомяну еще два продукта.

Прежде всего, это относительно новая программа Vegas Pro, созданная компанией Sonic Foundry. Удачный опыт разработчиков этой компании и довольно большая ее популярность (в основном достигнутая за счет создания звукового редактора Sound Forge) сразу же привлекли- внимание многих пользователей. Вполне возможно, что в скором времени Vegas Pro станет не менее популярной, чем остальные программы, рассмотренные в этой главе.

По своему интерфейсу программа напоминает другой продукт этой же компании — ACID (программа создания ремиксов и музыкальных композиций на основе звуковых петель), а по функциональности близка к рассмотренной в предыдущем разделе программе Samplitude 2496, хотя возможностей у Vegas Pro на сегодня не в пример меньше.

Еще одна программа заслуживает упоминания потому, что явилась практически первой серьезной разработкой программно реализованного многоканального сведения на платформе PC/Windows. Она была разработана компанией IQS (Innovative Quality Software) и называлась SAW (Software Audio Workshop). Несмотря на то что пользовательский интерфейс программы был просто ужасен, а возможности, что называется, минимальными, создание этой программы означало революционный шаг, позволяющий не переориентировать музыкальную студию на дорогие Макинтоши, а использовать уже имеющееся оборудование.

Шло время, в программу вносились улучшения, и, наконец, в одной из версий они стали настолько кардинальными, что программа сменила имя на SAW plus. Появилась возможность работать с монофайлами и различной частотой дискретизации (первая версия работала только со стереофайлами, оцифрованными на 44 100 Гц), добавлять эффект на каждую дорожку в отдельности и т. п. А еще через некоторое время программа стала 32-разрядной и получила название SAW plus 32.

Вы увидите, что внешний вид этой программы стал довольно симпатичным, хотя удобства в нем прибавилось мало. Например, вам не удастся обычным способом графически нарисовать амплитудную или панорамную огибающую на дорожке — она управляется с помощью специальных ползунковых регуляторов и команд меню.

Впрочем, для музыкантов, в свое время освоивших интерфейс программы SAW и привыкших к нему, многие неудобства могут показаться вполне обычными свойствами программы.

Другой продукт, заслуживающий упоминания, — это система Session 8. В отличие от других рассмотренных здесь продуктов (кроме Pro Tools), Session 8 включает в себя и программное, и аппаратное обеспечение. Тем не менее до недавнего времени качество работы этой системы было неадекватно ее цене, и многие музыканты, использовавшие ее, были разочарованы. Однако в последней версии были исправлены многие ошибки и баги, а также улучшен интерфейс (теперь он несколько напоминает Pro Tools), так что эта система теперь также вполне готова к употреблению.

 

Главная страничка Архив midi Обработка звука Видео школа Архив звуковых эфектов Почта Ссылки

Hosted by uCoz